intergidkz@yandex.kz
+7 (707) 055-71-27
Мы на связи с 10 до 21
Наверное, ни об одном городе мира не написано столько книг и статей, не снято столько фильмов, не сказано столько восторженных слов и не сложено столько стихов, как о Париже. В городе этом - вся история Франции, вся душа её, вся жизнь. Ежегодно страну посещает туристов больше, чем во всей Франции жителей. Причём большинство из них непременно направляется в Париж, Версаль и Диснейленд. Раз побывав в Париже, туда захочется возвращаться снова и снова. Почему? Потому что первый раз в Париже - это только анонс. Большая любовь к нему придёт немного позже, когда будут пройдены десятки километров по его улицам, выпиты литры вкуснейшего кофе и съедены метры свежайших багетов, когда в Париже у вас появятся любимые уголки, неизвестные прочим туристам, когда чужой далёкий Париж станет вашим Парижем. Но первый визит, конечно, никак не может обойтись без знакомства с так называемыми стандартными, или главными достопримечательностями французской столицы. И каким бы ни оказался замечательным ваш первый гид по Парижу, первые впечатления неизбежно будут связаны с Эйфелевой башней, собором Нотр-Дам, Триумфальной аркой, Лувром.
Как отлично известно любому школьнику, славный город Париж расположен на Сене. Река, достигающая в черте города ширины 200 метров, проходит через него с юго-запада на северо-восток, образуя значительный изгиб к северу. Сена делит Париж на правый и левый берега, омывает остров Сите и остров Святого Людовика. Собственно Париж, тот блистательный город, который мы знаем сейчас, вырос на острове Сите из маленького галльского поселения. Отсюда он перекинулся на левый (южный), а затем и на правый (северный) берег Сены.
К середине 17 века разросшийся город перестал умещаться в отведённом ему пространстве крепостных стен: на западе граница прежнего Парижа проходила там, где ныне раскинулась площадь Согласия, а на востоке - площадь Бастилии. Это и есть самая старая часть города. Позднее укреплённые валы сменились бульварами, служившими местом для прогулок во времена Людовика XIV (т.н. внутренние бульвары). В 18 веке на месте крепостных стен были проложены широкие проспекты - те, что ныне известны как Большие бульвары. Ширина их около 35 метров, а протяжённость немногим менее пяти км. Внутри Больших бульваров существует тот исторический Париж, куда и устремляется в первую очередь всякий путешественник. За Большими бульварами расположены старые парижские предместья, названия которых перешли к главным улицам Парижа. Т.н. Большой Париж, поглотивший предместья, пригороды и даже ближайшие городки, как правило, туриста мало интересует. Не будем отвлекаться и мы, ведь времени в Париже у нас, надо полагать, совсем мало, а успеть нужно так много!
Остров Сите именуют обычно "колыбелью" Парижа. Как ни избито звучит эта фраза, но факт есть факт. На острове расположен Дворец Правосудия, самой древней частью которого является здание Консьержери. В дни Великой Французской революции - печальной известности парижская тюрьма. В мрачных казематах провели последние дни перед казнью королева Мария-Антуанетта, убившая Марата Шарлотта Корде, поэт Андре Шенье, пламенные вожди якобинцев Дантон, Робеспьер, Сен-Жюст, Демулен, химик Антуан Лавуазье… Путь из камеры был только один - на эшафот.
Не столько с исторической точки зрения, но как архитектурный шедевр ранней готики интересна лёгкая, стремительная капелла Сент-Шапель (Святая Часовня). Это, по сути, две церкви в одной: "нижняя" для простолюдинов и "верхняя" для членов королевской семьи. Сент-Шапель - в прошлом королевская часовня, построенная в середине 13 в для хранения тернового венца Христа, привезённого Людовиком Святым из Константинополя. Знаменита часовня великолепными витражами: в пятнадцати окнах размещено 1134 сюжета, и всё это работа 13 века!
Не менее прекрасна, но, пожалуй, даже более известна другая церковь на этом острове - Собор Парижской Богоматери, знаменитый Нотр-Дам. Один из символов Парижа, подлинный символ средневековья, Нотр-Дам имеет очень древнее происхождение - начало его строительства приходится на 1163 г. Потребовалось почти 180 лет, чтобы величественное сооружение обрело, наконец, свой законченный облик - датой завершения его строительства можно считать 1345 год.
Подобно множеству других готических церквей, Собор Парижской Богоматери выстроен в форме латинского креста. Его западный фасад разделён на три части: в центральной находится знаменитое ажурное окно - роза (1220 - 1225 гг), диаметр которого около 10 метров. С высоких башен собора на суету раскинувшегося внизу города вот уже несколько веков бесстрастно взирают фантастические каменные химеры. История собора неразрывно связана с историей Франции. Средоточие духовной и общественной жизни средневековой столицы, собор во время Великой Французской революции очень сильно был повреждён. Многие скульптуры разрушили, колокола и церковную утварь отправили на переплавку, в самом соборе был устроен продовольственный склад. Был принят декрет о разрушении Нотр-Дам. Но собор не снесли, а превратили его в "Храм разума". В правление Наполеона Бонапарта собор вновь становится действующим - здесь император был коронован 2 декабря 1802 г.
Любопытно, что за всю долгую историю существования Нотр-Дам, в нём были коронованы только Генрих VI и Наполеон I. В середине 19 века эта "каменная симфония" по определению Виктора Гюго, пришла в полное запустение. Роман знаменитого писателя, вышедший в свет в 1831 г, фактически спас главный собор Франции. Возле входа в Нотр-Дам, кстати, находится географический центр страны - нулевой километр.
С Сите по любому приглянувшемуся мосту (по Понт-Нёф все-таки) можно перейти на правый берег Сены. Вверх по течению будет квартал Маре. Центральная площадь этого квартала - площадь Вогезов со сквером, по мнению некоторых самая красивая площадь Парижа. Изысканная красота её - в простоте. Квадрат с мраморной конной статуей Людовика XIII в центре, по углам фонтаны, по периметру окружённый почти одинаковыми трёхэтажными домами. До Революции площадь называлась Королевской. И жили здесь люди весьма известные - кардинал Ришелье, драматург Корнель, писатели Виктор Гюго (дом № 6, сейчас там его музей) и Теофиль Готье.
Совсем близко расположена площадь Бастилии, но увидеть там можно разве 47-метровую июльскую колонну-обелиск, а более ничего привлекательного в тех краях нет. А ведь какая была бы достопримечательность, не случись 14 июля 1789 г! Неприступная крепость с восьмью башнями, бастионами и водяным рвом. Государственная тюрьма, в которой впрочем чаще томились не закоренелые преступники, а жертвы придворных интриг, в т.ч. таинственная Железная маска, Мирабо, Вольтер… После известных событий знаменитая Бастилия была срыта до основания, а камни её пошли на строительство моста Конкорд.
В правобережном же Париже - площадь Согласия (она неизменно присутствует во всех фильмах, где действие разворачивается в Париже - ошибиться невозможно) и Вандомская площадь, последняя интересна своей Колонной: бронзовая спираль, идущая по цилиндрической поверхности, была по указу Наполеона изготовлена из 1200 трофейных пушек, захваченных в сражении под небезызвестным Аустерлицем. Колонну венчает статуя Наполеона, превратности судьбы которой в истинно французском духе: 1810 г - Наполеон в римских одеждах, 1814 г - демонтаж статуи, 1830 г - по приказанию короля Луи-Филиппа Наполеон восстановлен, но уже в сюртуке и треуголке, 1871 г - очередная революция и очередной демонтаж, 1874 г - Наполеон в первоначальном своём облике. Столько трудов, а можно было вообще ничего не менять.
Также восьмиугольная в плане, площадь Согласия как только не называлась: площадь Людовика XV, Революции, наконец - Конкорд (Согласия). В центре площади два фонтана: тот, что ближе к Сене, олицетворяет моря, дальний - реки. Фонтаны украшают фигуры тритонов, дельфинов и нереид. В страшный период Революции здесь был установлен эшафот, с помоста которого скатились головы Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Шарлоты Корде, Дантона, Робеспьера - словом, всех тех, ктозанимал камеры в Консьержери. В 1795 г кровавый террор сменила эпоха примирения, а площадь Революции переименовали в Согласие.
Отсюда, с площади Конкорд, можно направиться как в сторону Лувра, так и по Елисейским полям к Большой Триумфальной Арке на площади Шарля де Голля (до 1970 г - площадь Звезды). На Елисейских полях, как теперь доподлинно известно даже самым отсталым слоям российского населения, ничего не сеют и не жнут. Это популярнейшая и важнейшая артерия французской столицы, воспетая несравненным Джо Дассеном, длиной всего чуть более двух километров. Обсаженная вековыми каштанами, платанами и вязами, она тянется (прерываемая небольшой площадью Рондпуэн) к площади Звезды. Свой блистательный столичный облик улица приобрела только в первой половине 19 века, когда на ней появились элегантные особняки и театры, были заасфальтированы тротуары, установлены пусть газовые, но фонари.Елисейские поля - свидетели и французских побед, и французских же поражений. В 1814 г, когда русские войска вступили в Париж, именно на Елисейских полях Александр I - победитель, принимал парад. Так что нам с вами и по Елисейским полям прогуляться нужно обязательно, и на площадь Звезды заглянуть непременно.
Центром площади служит Триумфальная арка, лучами расходятся во все стороны двенадцать улиц. Окружающие площадь дома выстроены в 1854 г, по проекту барона Османа. С Триумфальной арки, кстати, открывается великолепная панорама Парижа - не хуже, пожалуй, чем со знаменитой Эйфелевой башни.
Что же, поскольку "самая знаменитая парижанка" уже упомянута, стоит сказать несколько слов и о ней. Каковы бы ни были её достоинства и недостатки, тем не менее, это подлинный символ Парижа. Для нас, сегодняшних туристов, никогда не знавших Париж без Эйфелевой башни, она хороша - чего никак не могли о ней сказать те триста известных деятелей культуры, которые по окончании строительства подписали историческое воззвание против этого "позора Парижа". Среди противников башни были Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно и многие другие. А ведь право на славу инженер Боникхаузен (Эйфель) заслужил в тяжёлой борьбе: его проект выиграл конкурс среди 700 конкурентов. И башня была сооружена - в 1889 году. Хорошо, что она есть - туристы знают теперь, чем им заняться в Париже.
Помимо обязательного подъёма на Эйфелеву башню, не менее обязательным пунктом программы является посещение Лувра. Даже, получается, не столько ради приобщения к культуре - за пару часов многое ли можно увидеть! - сколько ради самого факта: быть в Париже и не побывать в Лувре, это просто нонсенс. Сходим. Только быстро, как все почти туристы - ведь Париж ждёт! Современный Лувр, это в первую очередь три крыла: крыло Сюлли (примыкает к квадратному двору), крыло Денон (идёт параллельно Сене), крыло Ришелье (параллельно улице Риволи). В любое из них попасть можно из зала Наполеона, это административный этаж, где расположены все службы Лувра. Стандартная программа-минимум вечно занятого и вечно спешащего туриста - зал Венеры Милосской, Ника Самофракийская, знаменитая "Джоконда" (загадочно улыбающаяся "Мона Лиза"), а теперь ещё, надо полагать, на пике популярности романа Дэна Брауна "Код да Винчи" и второй шедевр Леонардо "Мадонна в гроте".
Любителям и почитателям творчества импрессионистов - прямая дорога в здание бывшего вокзала, а ныне музей дОрсе. Музей, конечно, обширен и имеет весьма богатую коллекцию. Но на его трёх этажах ориентироваться значительно всё-таки проще, чем в запутанных галереях Лувра. План музея, который нужно взять на входе, прост и понятен без дополнительных комментариев - во-первых, он на русском языке, во-вторых, в планировке бывшего вокзала разобраться легче, нежели в бывшем королевском дворце. Если не замирать перед каждой картиной на неопределённо долгий срок, то весь музей можно обойти за час - полтора.
Вот это да! - бродя по музеям, мы ведь ещё не побывали на Монмартре! В северо-восточной части Парижа имеется холм Монмартр (Холм мучеников). На вершине его, заметный издалека, виден величественный белоснежный собор Сакре-Кёр (собор Святого Сердца). Об архитектурной ценности собора нет единого мнения, однако споры на сей счёт давно прекратились, и характерный силуэт базилики стал одним из самых известных символов Парижа. Храм выстроен из необычного камня, прочность которого подобна граниту, а под действием дождевой воды он белеет. На 84-метровой колокольне базилики - один из самых внушительных колоколов в мире, даже имя у него есть, "Савояр".
По соседству с пышным собором скромно приютилась незаметная бенедектинская церквушка Сен-Пьер-де-Монмартр, возраст которой просто невероятен - она существует с 1147 г. Отсюда спускается к площади Бланш главная улица Монмартра, рю Лепик. Вьётся она мимо самой настоящей мельницы, Мулен де ла Галет, сохранившейся с 14 века. Спускаясь по рю Лепик, не пропустите дом № 54 - здесь с братом Тео жил Винсент Ван-Гог. Добравшись до Белой площади (Бланш), вы окажетесь в центре бульвара Клиши, где в доме № 6 жил (и умер) Эдгар Дега.
За Сакре-Кёр, на маленькой шумной площади Тертр, расположились со своими творениями современные художники. Это, кстати, не только самая старая площадь Монмартра, она имеет и ещё одно редкое достоинство: за всё время своего существования, с 14 века и до наших дней, площадь неизменно называется Тертр ("каменная накипь").
На Монмартре ещё много всего интересного, что стоит посмотреть обязательно: "Человек, проходящий сквозь стену" работы замечательного французского актёра Жана Марэ, памятник Далиде на крошечной площади среди огромных деревьев, старый виноградник (из винограда которого, говорят, вино получается кислым), кабачок "Юркий кролик", наконец - "Мулен Руж" (название в переводе не нуждается).
Все эти очаровательные уголки обычно посещают в сопровождении гида, но на самом деле найти их элементарно самостоятельно, имея лишь карту Парижа и немного желания. Мы ещё не побывали в Музее Армии в Доме Инвалидов, не навестили могилу Наполеона в Соборе. Это замечательный, интереснейший музей. В частности, в зале Средневековья выставлена великолепная коллекция шпаг, равную которой увидеть где-либо ещё едва ли возможно. Очень интересен музей Родена, тем более находится он всего в двух шагах от Дома Инвалидов. Неизменно прекрасны парижские сады и парки: знаменитый Люксембургский сад, парк Монсо, сад Тюильри, Ботанический сад, Венсенн. В получасе езды от Парижа расположен Версал; недалеко Фонтенбло, русское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа; одинаково интересный как для детей, так и для "взрослых детей" Диснейленд...
Так, незаметно и быстро настало время отъезда...Что ж покидать Париж нужно с чувством лёгкой грусти и с твёрдым намерением обязательно сюда вернуться.